Добавить новое оповещение о цене

Мы видим взрыв банковской системы

Опубликовано Kirke Sööt в разделе Финансовые новости 11.11.2008
Цена золота (XAU-EUR)
2328,30 EUR/oz
  
+ 17,88 EUR
Цена серебра (XAG-EUR)
27,74 EUR/oz
  
+ 0,77 EUR

Финансовая система взрывается. Не слушайте экспертов, просто посмотрите на цифры. На прошлой неделе, по сообщению «Рейтер», «банки США занимали у Федеральной резервной системы рекордные суммы, в среднем почти 188 миллиардов долларов США в день: значит, центральный банк пошел на крайние меры, стремясь удержать банковскую систему на плаву на фоне крупнейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии». ФРС организовала несколько аукционов, создавая впечатление, будто прогоревшие банки на самом деле процветают, но это же не так. Банки мертвы: их обязательства больше их активов. И вот, ФРС в отчаянии, ведь сотни миллиардов долларов, которые банки вложили в ценные бумаги с обеспечением ипотекой (ЦБИ), привели к банкротству всей системы, и баланс ФРС раздувается все сильнее день ото дня. Рынок ЦБИ не восстановится в обозримом будущем, а банки не могут рефинансировать свои краткосрочные займы.


Опасность грозит и самой ФРС, поэтому она готова прибегнуть к плану Б: слить все токсичные отходы на головы налогоплательщиков, пока они не осознали, как воронка кризиса затягивает систему. План Б еще называют «план Полсона», и это надувательство на 700 миллиардов долларов уже осмеяли все заслуживающие доверия экономисты страны.


«Рейтер» пишет: «Согласно сообщению ФРС по состоянию на среду заимствования первичных дилеров в Кредитном учреждении для первичных дилеров и в специальном кредитном учреждении, созданном в воскресенье для банков «Голдман Сакс», «Морган Стенли», «Меррил Линч» и их лондонских филиалов, достигли 105,66 миллиардов долларов США».


Поймите меня правильно: с ними покончено. Переходящие кредиты ФРС лишь поддерживают миф, что банки не умерли: Бернанке привязал нитки к разным частям тела и дергает их достаточно часто, чтобы тело казалось живым. Но модель существования Уолл-стрит развалилась, и выкуп неликвидных обязательств не имеет смысла.


На прошлой неделе произошел цифровой налет на банки, о котором большинство населения даже не слышало: катастрофа «в режиме реального времени». Майкл Грей в статье в «Нью-Йорк пост» описывает развитие событий последовательно, удар за ударом. Вот отрывок из статьи Грея «Почти Армагеддон»:



В четверг рынок оказался всего в 500 сделках от Армагеддона… Если бы в то утро Казначейство и ФРС не вбросили 105 миллиардов долларов на поддержание ликвидности, Доу мог упасть до 8300 пунктов – сразу на 22 процента! – пока возвещающий открытие торгов колокол еще звучал над ямой торговой площадки. Трейдеры, которые просили не называть их имен, уверяли, что еще до открытия торгов у инвестиционных фондов денежного рынка было подготовлено приказов на продажу на гигантскую сумму в 500 миллиардов долларов. Утром четверга капитализация всего денежного рынка составляла примерно 4 триллиона долларов.


Паническая продажа была напрямую связана с ростом предложения на кредитных рынках, включая снижение стоимости коммерческих бумаг на 52 миллиарда долларов, и со слухами о том, что дополнительные фонды денежного рынка «прошли доллар», то есть, чистая стоимость активов упала ниже одного доллара.


Тех 105 миллиардов долларов, которые ФРС срочно выбросила на биржу в четверг, едва хватило, чтобы удержать счета основных институциональных инвесторов от обвала под грузом приказов на продажу и предотвратить массовое изъятие денег с рынка, а значит, остановку основных отраслей американской экономики.


Коммерческие бумаги – это смазка, благодаря которой работают финансовые рынки. Когда пропадает доверие, инвесторы забирают свои деньги, обычные коммерческие операции становятся невозможными, и рынки умирают. Точка. В этой ситуации президент Буш мог восстановить доверие общества, показать надежность руководства страны и успокоить инвесторов, но он предпочел выступить в лучшее эфирное время с утверждением, что если не принять срочно план Полсона по выкупу неликвидных активов, экономика страны растворится в воздухе.


На прошлой неделе рынок коммерческих бумаг (КБ), большая часть которого обеспечена ипотечными ценными бумагами, сократился на 61 миллиард до 1,702 триллиона, самого низкого значения с начала 2006 года. И вот Полсон выгодно покупает КБ и целый набор прочих буквенных сочетаний, которыми обозначают ипотечные деривативы, и у которых сейчас просто нет рынка. Налогоплательщик США не только столкнулся с обвалом рынка недвижимости, он вынужден поддерживать всю финансовую систему, включая падающие деривативы на основе автомобильного кредита, неустойчивые деривативы на основе студенческого кредита, шатающиеся деривативы на основе кредита под залог недвижимости и спотыкающиеся деривативы на основе кредитных карт. Огромный груз этих неподъемных долгов власти готовы взвалить на спину измученных налогоплательщиков и вечно увядающего доллара.


Как министр финансов Полсон определил, что восстановление капитализации банковской системы обойдется в 700 миллиардов долларов? Или он просто прикинул, сколько денег можно уложить в кузов грузовика Казначейства, который отправится засыпать друзей Полсона из «Голдман Сакс» свежеотпечатанными зелеными бумажками? Ведь ни один экономист не подтвердил данные Полсона, и этим данным нельзя верить, они – не более чем подсчеты на старом конверте. По сообщению «Блумберг», швейцарский инвестор Марк Фабер, давно известный своими верными прогнозами, говорит, что ущерб может составлять до пяти триллионов долларов:


«Марк Фабер, управляющий директор компании «Марк Фабер Лимитед» в Гонконге, заявил, что для спасения финансовой системы правительству США может понадобиться до пяти триллионов долларов США, то есть в семь раз больше, чем запросил министр финансов Генри Полсон…»


«700 миллиардов долларов, это ничто, – сказал Фабер в телевизионном интервью. – Сейчас Казначейство называет это число, но в итоге может понадобиться до пяти триллионов».


Большинство тех, кто разбирается в происходящем, поверят Фаберу, а не Полсону. В своем блоге экономист Нориель Рубини недавно писал: «ни один профессиональный экономист не имел возможности изложить свое мнение Конгрессу или выступить в Конгрессе на слушаниях по плану спасения, предложенному Казначейством». И далее:



План Казначейства – это позор: спасение безответственных банкиров, кредиторов и инвесторов не облегчит долговое бремя заемщиков и семей, оказавшихся в трудном финансовом положении. План Полсона очень дорого обойдется налогоплательщикам, но не снимет тяжелую нагрузку с денежных рынков и межбанковских рынков, системный кризис которых уже близок.


Рубини совершенно прав. Уже 190 ведущих экономистов призвали Конгресс не утверждать выделение 700 миллиардов долларов. Среди специалистов укрепляется мнение, что так называемый «спасительный пакет действий» не решает главных экономических проблем и может только ухудшить и без того плохое положение.



Заговор банкиров


Полсон, как представитель финансистов, возглавляет заговор банкиров, результаты которого на годы вперед определят экономическое и политическое будущее Америки. Лидеры заговорщиков уже вывели из испытывающей трудности банковской системы десятки миллиардов долларов живых денег, чтобы заморозить межбанковские кредиты и ускорить обвал фондового рынка. Они считают, что таким образом заставят Конгресс без дальнейшего сопротивления принять план Полсона по выделению 700 миллиардов на выкуп неликвидных активов. Это – шантаж.


И хотя никто не знает, смогут ли банкиры-заговорщики укрепить свою политическую власть, проведя «шоковую терапию» системы, их план преспокойно реализуется, а экономика сползает в пропасть.


План выкупа вызвал волнения среди простых американцев: телефонные и факсовые линии конгрессменов перегружены. Люди возражают против спасения банков, которые сломались под грузом собственных, отравленных ипотекой активов. Один аналитик сказал, что 50 процентов звонящих в Конгресс говорят «Нет» и 50 процентов – «Нет, черт возьми!» Практически никто не поддерживает план выкупа.


Из новостей «Блумберг»: «Эрик Бриньолфссон из школы управления «Слоун» Массачусетского технологического института сказал, что основное возражение у него вызывает «захватывающий дух объем полномочий, который получает министр финансов. Такого не знает история современной демократии».



«Я подозреваю, что замораживание кредитных рынков, которое мы наблюдаем, по крайней мере, частично вызвано действиями крупных финансовых игроков, намеренных заработать на выкупе», сказал  экономист Университета Вашингтона в Сент-Луисе Дэвид Левин, изучающий ограничение ликвидности и теорию игр. (Миш: анализ тенденций мировой экономики)


Подозрения Бриньолфссона вполне оправданы. Карл Деннинджер из «Маркет Тикер» подтверждает, что ФРС выводила денежные средства из банковской системы, чтобы шантажом заставить Конгресс принять новый закон. Вот что говорит Деннинджер:



Эффективная ставка фондов ФРС торгуется на 50  и более базисных пунктов ниже установленных 2 процентов уже пять дней подряд, и последние два дня она торгуется на 75 пунктов ниже установленной величины. IRX требует немедленно снизить ставку. За последнюю неделю более 125 миллиардов разбавленных активов намеренно слили из системы, уровень в болоте понизился, показался труп – «Вашингтон Мьючел», и его без промедления и без предупреждения захватил «Джи-пи Морган». Даже президент «Вашингтон Мьючел» не знал о захвате, пока он не состоялся. ФРС заявляет, что она – «независимый центральный банк». Но это не так: сейчас она действует как поджигатель. ФРС и Казначейство заявляют, что наступил «кризис ликвидности», но и это не так. Наступил кризис платежеспособности, и ему сознательно позволили развиваться ФРС, Казначейство и другие контрольные органы нашего правительства.


Сопротивление снизу, возглавленное интернет-блоггерами (такими как Миш, Рубини и Деннинджер) показало, что можно мобилизовать десятки тысяч «крестьян с вилами» и повлиять на принятие политических решений. Хорошо, что были избраны такие представители как сенатор Ричард Шелби, который твердо следует своим принципам и не бледнеет при первых звуках картечи, как его слабонервные коллеги-демократы. Шелби выдержал всю тяжесть давления администрации, которая обрушилась на него как лавина с Аппалачских гор, поэтому еще остается слабая надежда, что новый закон придется отложить, а представители деловых кругов должны будут начать все с начала.


Экономический прогноз страны все хуже. Заказы на промышленные товары длительного пользования в прошлом месяце уменьшились на 4,5 процента, а складские запасы продолжают расти. Безработица взлетела до небес, и раскручивается ипотечный кризис. «Кредит Суис» ожидает, что в ближайшие годы 10,3 миллиона должников потеряют право выкупа по закладной. Такие масштабы не складываются случайно, это – часть общей стратегии, где монетарная политика используется для перераспределения богатства от одного класса к другому, одновременно снижая благосостояние нации в целом. Еще большую тревогу вызывает тот факт, что основные кредиторы страны сейчас организуют заговор, в результате которого возможно прекращение притока капитала на рынки США, падение доллара и обвал дефляционного кредита. «Рейтер» пишет:



В четверг «Саут Чайна Монинг Пост» сообщила, что регулирующие органы Китая предложили банкам своей страны прекратить кредитование финансовых организаций США на межбанковском денежном рынке, чтобы защититься от возможных убытков. Запрет Китайского комитета по регулированию банковской деятельности распространяется на выдачу межбанковских кредитов в любой валюте банкам США, но не заемщикам из других стран.


«Блумберг Ньюс» сообщает, что Ричард Фишер, президент федерального резервного банка Далласа, нарушил традицию и подверг серьезной критике план выкупа активов, заявив, что «это погрузит правительство США глубже в финансовый омут». «Блумберг» пишет:



План министра финансов Генри Полсона выкупить плохие активы у финансовых организаций «добавит еще одну соломинку на спину опасно нагруженного верблюда – бюджет федерального правительства», сказал сегодня Фишер в своей речи в Нью-Йорке. – «Мы уже провалились в глубокую финансовую трещину… Те судороги, которые испытывают рынки долговых обязательств и ценных бумаг, были следствием непрекращающейся оргии потребления и беспечного поведения, а не слишком жесткой монетарной политики», – сказал Фишер в «Мани Маркетирс Клаб» Нью-йоркского университета.


Конечно, нельзя вылечить «оргию потребления и беспечного поведения», прописав «принимать больше того же самого». На самом деле план Полсона даже не упоминает о ключевых проблемах, оставшихся в тени демагогии и угроз. Не имеющие ценности активы должны быть списаны, неплатежеспособные банки должны объявить себя банкротами, а мошенники и преступники, которые организовали финансовый налет на сундуки государства, должны быть призваны к ответу.


Теперь уже повсюду видны кровавые последствия Гринспеновской низкой процентной ставки, разгульной жизни на «легкие деньги». Раздутые цены домов и акций падают по мере того, как из огромного пузыря ценных бумаг выходит газ. ФИДИК придется рекапитализировать, возможно, в размере до 500 миллиардов долларов, чтобы покрыть прогнозируемые убытки депозитов в разоряющихся банках, пойманных в перекрестие дефляции активов и непрерывно уменьшающихся кредитов. Наступает рецессия, но экономического коллапса можно избежать, если забыть о ложном плане Полсона и принять меры по возвращению страны на прочный финансовый фундамент. «Маркет Тикер» предлагает план действий по выходу из кризиса, но нужно действовать очень осторожно, чтобы восстановить веру в системные изменения:


1—Вернуть все забалансовые «активы» в баланс, перевести все модели оценки и идентификации учета с уровня 3 в отчеты по форме 10Q и 10К. Сделать это немедленно. (Другими словами, запретить игры с отчетностью как в «Энрон» и не разрешать банкам переводить свои «ценности» в фиктивные активы.)


2—Вернуть все внебиржевые деривативы на регулируемую биржу, чтобы торговать ими по правилам, как торгуются котирующиеся опционы на фондовом рынке. Это навсегда уберет взрыватель из мины замедленного действия – деривативов. Дать участникам рынка 90 дней: тем, кто не зарегистрируется в течение 90 дней, запретить деятельность, разрешить участникам привлекать друг друга к суду, если не будет доказано обладание достаточным капиталом. (Если торговля деривативами может повредить «регулируемую» систему, значит, такую торговлю нужно вести под строгим контролем государства.)


3—Установить предел левереджа для всех организаций не выше 12:1. В 2004 году Комиссия по ценным бумагам и биржам намеренно отменила действовавший ранее предел левереджа для брокеров и дилеров в размере 12:1. У всех потерпевших убытки компаний левередж был в два и более раз выше, чем прежнее предельное значение 12:1. Установить для выполнения этого правила срок в шесть месяцев и потребовать, чтобы каждый месяц размер левереджа, превышающий норму, снижался на 1/6. (Крах модели «структурных финансов» вызван, прежде всего, слишком большим левереджем. Например, на момент перевода под государственное управление, долги «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак» составляли 80 долларов на каждый доллар капитальных резервов.)


Если выкуп активов все же будет проведен, нужно правильно понимать его значение. Законопроект Полсона на 700 миллиардов долларов никак не регулирует глубинные структурные проблемы финансовых рынков, а только переносит день расплаты ненадолго в будущее, возлагая на налогоплательщика всю тяжесть выплат по отравленным активам.


Майк Уитни живет в штате Вашингтон. Ему можно написать по адресу fergiewhitney@msn.com

Возможно Вас заинтересует также